Неточные совпадения
— Главная задача философии всех веков состоит именно в том, чтобы найти ту необходимую связь, которая существует между личным
интересом и
общим.
— Я думаю, — сказал Константин, — что никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном
интересе. Это
общая истина, философская, — сказал он, с решительностью повторяя слово философская, как будто желая показать, что он тоже имеет право, как и всякий, говорить о философии.
— Я нахожу, что ты прав отчасти. Разногласие наше заключается в том, что ты ставишь двигателем личный
интерес, а я полагаю, что
интерес общего блага должен быть у всякого человека, стоящего на известной степени образования. Может быть, ты и прав, что желательнее была бы заинтересованная материально деятельность. Вообще ты натура слишком ргіmesautière, [импульсивная,] как говорят Французы; ты хочешь страстной, энергической деятельности или ничего.
Но не одни эти дамы, почти все, бывшие в гостиной, даже княгиня Мягкая и сама Бетси, по нескольку раз взглядывали на удалившихся от
общего кружка, как будто это мешало им. Только один Алексей Александрович ни разу не взглянул в ту сторону и не был отвлечен от
интереса начатого разговора.
Вместо бедности —
общее богатство, довольство; вместо вражды — согласие и связь
интересов.
— Я не хочу протекционной системы не для выгоды частных лиц, но для
общего блага — и для низших и для высших классов одинаково, — говорил он, поверх pince-nez глядя на Облонского. — Но они не могут понять этого, они заняты только личными
интересами и увлекаются фразами.
Я же хотел только узнать теперь, кто вы такой, потому что, видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой
интерес, что решительно все дело испакостили.
Постараюсь сделать это в нескольких
общих чертах, как можно короче, чтобы не лишать большого
интереса тех из читателей, которые пожелают ознакомиться с событием из самого рапорта адмирала, где все изложено — полно, подробно и весьма просто и удобопонятно, несмотря на обилие морских терминов.
Артистический период оставляет на дне души одну страсть — жажду денег, и ей жертвуется вся будущая жизнь, других
интересов нет; практические люди эти смеются над
общими вопросами, презирают женщин (следствие многочисленных побед над побежденными по ремеслу).
Что же коснулось этих людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к
общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов.
Интерес истины,
интерес науки,
интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Общие вопросы, гражданская экзальтация — спасали нас; и не только они, но сильно развитой научный и художественный
интерес. Они, как зажженная бумага, выжигали сальные пятна. У меня сохранилось несколько писем Огарева того времени; о тогдашнем грундтоне [основном тоне (от нем. Grundton).] нашей жизни можно легко по ним судить. В 1833 году, июня 7, Огарев, например, мне пишет...
Разнообразная и вкусная еда на первых порах оттесняет на задний план всякие другие
интересы. Среди
общего молчания слышно, как гости жуют и дуют. Только с половины обеда постепенно разыгрывается обычная беседа, темой для которой служат выяснившиеся результаты летнего урожая. Оказывается, что лето прошло благополучно, и потому все лица сияют удовольствием, и собеседники не прочь даже прихвастнуть.
Это было первое
общее суждение о поэзии, которое я слышал, а Гроза (маленький, круглый человек, с крупными чертами ординарного лица) был первым виденным мною «живым поэтом»… Теперь о нем совершенно забыли, но его произведения были для того времени настоящей литературой, и я с захватывающим
интересом следил за чтением. Читал он с большим одушевлением, и порой мне казалось, что этот кругленький человек преображается, становится другим — большим, красивым и интересным…
Прямым последствием таких речей явилась мысль зажить на новых началах; создать, вместо вредной родовой семьи, семью разумную, соединяемую не родством, а единством
интересов и стремлений, и таким образом защитить каждого
общими силами от недостатков, притеснений и напастей.
При таких обстоятельствах со стороны давно известного нам художника Белоярцева последовало заявление о возможности прекрасного выхода из тесного положения граждан путем еще большего их сближения и отождествления их частных
интересов в
интересе общем.
Людей, входивших в состав этих кружков, связывала не солидарность материальных
интересов, а единственно сочувствие совершающемуся пробуждению,
общая радость каждому шагу общественного преуспеяния и искреннее желание всех зол прошедшему.
Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все
интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих
общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.
И не мудрено: у них был
общий и очень существенный
интерес.
Очевидно, он был когда-то исправником или становым и лишь в последнее время, за
общим запустением, очутился представителем
интересов культурности.
Пока речь генерала вертелась на
общей почве, мужички кряхтели, вздыхали и потели, не понимая десятого слова из этой лекции, но когда он заговорил о кровных мужицких
интересах, ходоки навострили уши и отлично поняли все, что им было нужно.
Чтобы
общее недоразумение не перешло врукопашную, нужно было придумать какой-нибудь такой компромисс, который примирил бы
интересы всех.
Говорят, будто и умственный
интерес может служить связующим центром дружества; но, вероятно, это водится где-нибудь инде, на"теплых водах". Там существует
общее дело, а стало быть, есть и присущий ему
общий умственный
интерес. У нас все это в зачаточном виде. У нас умственный
интерес, лишенный
интереса бакалейного, представляется символом угрюмости, беспокойного нрава и отчужденности. Понятно, что и дружелюбие наше не может иметь иного характера, кроме бакалейного.
Но уже давно известно, что всюду, где большое количество людей долго занято одним и тем же делом, где
интересы общие, где все разговоры уже переговорены, где конец занимательности и начало равнодушной скуки, как, например, на кораблях в кругосветном рейсе, в полках, в монастырях, в тюрьмах, в дальних экспедициях и так далее, и так далее, — там, увы, неизбежно заводится самый отвратительный грибок — сплетня, борьба с которым необычайно трудна и даже невозможна.
А вам, Виргинский, один миг свободного размышления покажет, что ввиду
интересов общего дела нельзя было действовать на честное слово, а надо именно так, как мы сделали.
Вследствие обычая, передаваемого воспитанием и подтверждаемого религиозным внушением, личности без принуждения сливали свои
интересы с
интересами совокупности и жертвовали своими для
общего.
Общественное жизнепонимание оправдывалось только до тех пор, пока все люди добровольно жертвовали своими
интересами интересам общего; но как скоро явились люди, добровольно не жертвовавшие своими
интересами, и понадобилась власть, т. е. насилие для ограничения этих личностей, так в общественное жизнепонимание и основанное на нем устройство вошло разлагающее его начало власти, т. е. насилие одних людей над другими.
Он метался, как сом в сетях, ходил в гости, принимал у себя, говорил, вслушивался, иногда спорил почти до озлобления, иногда его слегка высмеивали, но в
общем он чувствовал
интерес к себе, это льстило ему; царапины неудач быстро залечивались.
— Не понимаю я чего-то, — заявил Кожемякин, напряжённо сморщив лицо, — какая опасность? Ежели все люди начинают понимать
общий свой
интерес…
Помещики и чиновники составляли свои, более или менее замкнутые круги, но круги близкие, родственные; у них были свои
интересы, свои ссоры, свои партии, свое общественное мнение, свои обычаи,
общие, впрочем, помещикам всех губерний и чиновникам всей империи.
Предо мной открывалась совершенно новая жизнь, новые люди, новые
интересы, и я присел к
общему столику с скромною мыслью посидеть немного и уйти.
Не факты действительного грабежа и вопиющего предательства священнейших
интересов страны приводят их в негодование, но попытки отнестись к этим фактам сознательно и указать их значение в связи с
общим жизненным строем.
Допустим, что он неразвит, что связь, существующая между его личным
интересом и
интересом общим, ускользает от него; но ведь об этой связи напомнит ему сама жизнь, делая тревогу и озлобление непременным условием его существования."Хищник" — это дикий в полном значении этого слова; это человек, у которого на языке нет другого слова, кроме глагола"отнять".
Ст. 2. Никакой организации Союз не имеет. Нет в нем ни президентов, ни секретарей, ни даже совокупного обсуждения
общих всем пенкоснимателям
интересов, по той простой причине, что из столь невинного занятия, каково пенкоснимание, никаких
интересов проистечь не может.
Сравните литературу сороковых годов, не делавшую шага без
общих принципов, с литературой нынешнею, занимающеюся вытаскиванием бирюлек; сравните Менандра прежнего, оглашавшего стены"Британии"восторженными кликами о служении высшим
интересам искусства и правды, и Менандра нынешнего, с тою же восторженностью возвещающего миру о виденном в Екатеринославле северном сиянии… Какая непроглядная пропасть лежит между этими сопоставлениями!
Как выразители
общей физиономии жизни, эти люди неоцененны, и человек, желающий уяснить себе эту физиономию, должен обращать взоры вовсе не на тех всуе труждающихся, которые идут напролом, и не на тех ловких людей, которые из жизни делают сложную каверзу, с тем, чтобы, в видах личных
интересов, запутывать и распутывать ее узлы, а именно на тех"стадных"людей, которые своими массами гнетут всякое самостоятельное проявление человеческой мысли.
Элементы, которые могли оттенять внешнее однообразие жизни дедушки Матвея Иваныча, были следующие: во-первых, дворянский
интерес, во-вторых, сознание властности, в-третьих,
интерес сельскохозяйственный, в-четвертых, моцион. Постараюсь разъяснить здесь, какую роль играли эти элементы в том
общем тоне жизни, который на принятом тогда языке назывался жуированием.
Лектор опять остановился, и его быстрый взгляд обежал аудиторию. По ней пронесся легкий шопот, выражавший возбуждение
интереса. Подобные легкие экскурсии от сухого изложения в область
общих идей всегда производят освежающее впечатление. «Тоже приспособляется к аудитории», — мелькнула у меня мгновенная мысль.
Действительно, небольшая аудиторий в музее уже была полна. Изборский с внешней стороны не был хорошим лектором. Порой он заикался, подыскивал слова. Но даже в эти минуты его наивные глаза сверкали таким внутренним
интересом к предмету, что внимание аудитории не ослабевало. Когда же Изборский касался предметов, ему особенно интересных, его речь становилась красивой и даже плавной. Он находил обороты и образы, которые двумя — тремя чертами связывали специальный предмет с областью широких,
общих идей…
Но всего более приводили меня в отчаяние товарищи: старшие возрастом и ученики средних классов не обращали на меня внимания, а мальчики одних лет со мною и даже моложе, находившиеся в низшем классе, по большей части были нестерпимые шалуны и озорники; с остальными я имел так мало сходного,
общего в наших понятиях,
интересах и нравах, что не мог с ними сблизиться и посреди многочисленного общества оставался уединенным.
Между тем нас соединяло самое живое чувство
общего бытия и врожденных
интересов.
Но люди смотрят доселе на науку с недоверием, и недоверие это прекрасно; верное, но темное чувство убеждает их, что в ней должно быть разрешение величайших вопросов, а между тем перед их глазами ученые, по большей части, занимаются мелочами, пустыми диспутами, вопросами, лишенными жизни, и отворачиваются от общечеловеческих
интересов; предчувствуют, что наука —
общее достояние всех, и между тем видят, что к ней приступа нет, что она говорит странным и трудно понятным языком.
У каждого из нас явились свои отдельные
интересы, заботы, которые мы уже не пытались сделать
общими.
Общественное сознание пробудилось, всякий принес свою лепту на
общее дело, всякий напрягал свои силы для поражения гидры гражданских злоупотреблений, и заслуженный успех доблестных деятелей, явившихся глашатаями правды и добра, ясно доказал зрелость нашей общественной среды и ее горячее сочувствие ко всем духовным
интересам народа.
Зато и личные
интересы не могут получить такого исключительного преобладания, чтобы прийти в полное разобщение с
общими выгодами.
Мы часто жалуемся, что у нас слабо развит патриотизм; это оттого, что деятельность массы отдельных лиц у нас почти совершенно разъединена с
общим течением дел и, следовательно, круг
интересов каждого необходимо мельчает.
Но, кроме этого специального
интереса, взгляды г. Жеребцова имеют и более
общее значение: мы уже имели случай заметить, что мнения, излагаемые им, близко подходят к системе взглядов целой партии, к которой г. Жеребцов сам причисляет себя.
За
общее там вступаются люди в том смысле, что не желают видеть присвоения кем-либо частицы чужого, то есть
интересы всего вообще охраняются не иначе, как посредством охранения
интересов каждого из всех.
Естественно при этом, что каждый интересуется
общими делами и что фраза о славе нации, о величии государства не увлекает там людей, если она несогласна с действительными их
интересами.
Там не бесплодно звучат слова об
общем благе, о пользах страны, потому что и на самом деле каждый принимает участие в общественных
интересах, понимая связь их с своими собственными.
Мы вовсе не хотели ставить нашу литературу выше всех европейских, вовсе не думали приписывать ей небывалого беспристрастия и широты взгляда, отрешения от частных
интересов в пользу
общих, высшее сознание человеческого достоинства и т. п.